Ранний возраст (второй,
третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в
жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?
Ребёнок интенсивно
овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно
отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает
исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е.
благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается
очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных
проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы
"лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким
сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая
действительность - главное условие нравственно-этического развития личности
ребёнка.
В данный период психика
ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же
действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается
самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что
учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев)
возрастом "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного
взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но
и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать
новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные
зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть
"посеяны" уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у
детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её
удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните,
что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает
капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так
появляется негативное явление - детская нервность.
Эмоциональная жизнь
маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать
предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые
испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны
поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение
только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда
взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует
требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты,
наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится
замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют
эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое
настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так
же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.
Классики о воспитании детей.
Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на
место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность
быть всегда справедливым.
Ушинский.
Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны
столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не
дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела
воспитательной работы.
Корчак.
Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её
развитие совершается под их непосредственным влиянием.
Белинский.
Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему
развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.
Конради.
Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка
какому-нибудь хорошему чувству:
Щацкий.
http://www.moi-detsad.ru/vozrast.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий